Деструктивная гидрогенизация каменных углей и каменноугольных масел

Известно, что в тридцатых и сороковых годах метод деструктивной гидрогенизации угля, а также нефтяных и смоляных остатков получил широкое распространение в Германии в производстве искусственного жидкого топлива. Гидрогенизация угля дает возможность получить из него 60% бензина, 30% газа, 5% воды и только 5% остатка органического вещества угля, не вошедшего в реакцию. Однако искусственное жидкое топливо, получаемое гидрогенизацией угля, значительно дороже производимого из нефти.

В той же Германии перед второй мировой войной работало 12 заводов, на которых подвергали гидрогенизации каменный уголь, лигнит, первичную и высокотемпературную смолу и нефтяные остатки.

Общая мощность заводов по первичному продукту составляла 4 млн. т в год. После войны эти заводы на территории ФРГ были переведены, в связи с неблагоприятной экономикой процесса гидрогенизации, на синтез аммиака или гидрогенизацию нефти. В последние годы в ряде стран (США, Англия, Франция и др.) вновь возобновились работы по деструктивной гидрогенизации угля, однако на этот раз уже с целью производства не искусственного жидкого топлива, а исходного сырья для химической промышленности и, в первую очередь, — продуктов ароматического ряда.

Так, например, имеются данные, что американская фирма «Карбид Карбон» закончила строительство в штате Зап. Виргиния полузаводской установки для гидрирования каменного угля под высоким давлением с целью получения в широком ассортименте ценных химических продуктов. Производительность установки — 300 т угля в сутки.

Стоимость строительства составила 11 млн. долларов. Затраты на предшествующие научно-исследовательские работы — 8 млн. долларов.